Лаборатория экологии морского бентоса (гидробиологии)

Назад

Беседы о поведении: этологичексий и другие подходы.


Одним из наиболее интересных аспектов жизнедеятельности животных являются их реакции на внешние и внутренние раздражители, и как следствие, активное приспособление к воздействию факторов окружающей среды. Эти приспособления называются поведением животных и составляют предмет науки о поведении. Данная наука в нашей стране претерпела в своем развитии немало как блистательных открытий и обобщений, по праву награжденных научным сообществом, так и мрачных периодов забвения вследствие гонений со стороны советской власти. Нынче интерес к науке о поведении возрождается. Примером этого может послужить успех книг К. Лоренца ("Кольцо царя Соломона"; "Человек находит друга"; "Агрессия: так называемое зло"), В.Р. Дольника ("Непослушное дитя биосферы") и др. Оказывается, что поведение, будучи самой быстрой формой реакции на изменения окружающей среды, может быть исследовано в целом ряде аспектов, как теоретических (экология и эволюция), так и практических (биоиндикация). Кроме того, знание общих механизмов и паттернов поведения может послужить основой предметного понимания роли того или иного животного в экосистеме, и, как следствие, дать более детальную характеристику конкретного ценоза. Вместе с тем, наука о поведении традиционно (с советских времен) не рассматривается в школьном курсе биологии, лишь некоторых вопросов авторы соответствующих учебников касаются в главах, посвященных биологии отдельных животных, что, конечно, не может быть признано удовлетворительным. Лаборатория Экологии Морского Бентоса (гидробиологии) ставит своей целью привлечение юннатов к исследовательской деятельности, что требует глубоких фундаментальных знаний о взаимосвязях в экосистемах. При этом необходимо не только знать, какие организмы взаимодействуют со средой и друг с другом, но, также и понимать, как они могут осуществлять эти взаимодействия. В данной программе рассматриваются общие механизмы возникновения поведенческих паттернов, его причины и адекватность этих паттернов влиянию факторов окружающей среды. Несмотря на то, что эти механизмы были исследованы преимущественно на позвоночных животных (в основном, на птицах и млекопитающих), оказывается, что аналогичные схемы можно найти и среди беспозвоночных. Это представление может послужить пониманию адаптивной роли поведения в процессе эволюции. При этом оказывается, что наука о поведении, экология и эволюция тесно взаимодействуют друг с другом, и вместе дают глубинное представление о логике живого. Таким образом, целью данного курса является знакомство с общими вопросами поведения животных, механизмами его возникновения и поддержания.

Курс рассчитан на школьников 7-11 кл. и состоит из 6 занятий-бесед по 2 часа каждое. Организация учебного материала построена таким образом, чтобы, избегая излишней терминологической путаницы, преподнести школьникам некоторые данные и обобщения в науке о поведении. Предполагается, что ко времени освоения курса, учащиеся уже ознакомлены с курсом зоологии беспозвоночных (учебная программа ЛЭМБ). Продолжительность курса 12 часов.